В общем и целом современные синтезаторы – изделия весьма надежные и при аккуратном обращении прослужат долго своему владельцу верой и правдой. Особенно что касается электронной начинки. Однако помимо чисто электронных компонент, в синтезаторе имеется и довольно важная исключительно механическая часть – это клавиатура. Причем клавиатура подвергается весьма интенсивному механическому воздействие по сути своего предназначения.
Более подробно устройство синтезатора и принцип действия в частности клавиатуры я постараюсь описать как-нибудь в другой раз, в отдельном посте, а сейчас мы рассмотрим замену той части клавиатуры, которая во время эксплуатации подвергается наиболее интенсивным, причем деформирующим нагрузкам. Это - контактные резинки, установленные под каждой клавишей синтезатора или миди клавиатуры.
При нажатии на клавиши резинки эти «сминаются», а их специальные выступы с нанесенным токопроводящим графическим покрытием замыкают контакты на контактной плате, закрепленной под клавиатурой. Очевидно, что резинки эти со временем изнашиваются, на них истирается графитовый слой, да и сами резинки, бывает, рвутся.
В принципе, процедура замены резинок достаточно проста, из инструмента нам понадобится только крестовая и небольшая плоская отвертки.
Для примера рассмотрим замену резинок в довольно старенькой уже модели
Yamaha PSR-320.
То, что проблемы возникли на старой модели, не удивительно: в новой резинки обычно не нуждаются в замене.
Вот так выглядит этот синтезатор, крестиком помечена клавиша "До", с которой в основном и возникла проблема, а именно - отсутствует «динамика» (эта нота всегда играет на полную громкость даже при легком касании).
Откручиваем все шурупы, которые расположены в углублениях нижней крышки корпуса. Винты есть и в средней части корпуса под крышкой батарейного отсека а не только по периметру, не забывайте про них.
Откидываем нижнюю крышку, осматриваем внутренности на предмет излишней грязи. При необходимости - чистим, убираем особо слоистую грязь, если таковая имеется, возможно пылесосим.
Плата контроллера клавиатуры. В принципе, верхний сигнальный разъем можно и отключить, но там он по большому счету мешать не будет. Оставим как есть.
Теперь снимем узкую контактную плату, идущую вдоль всего корпуса. Для этого плоской отверткой аккуратно отжимаем (чтобы не отломать!) пластмассовые пружинные защелки, одновременно немного приподнимая контактную плату так, чтобы защелки не заклинивали ее вновь. (В данной модели плата одна цельная на всю клавиатуру, в других моделях их бывает 2 или 3.)
После того, как вся контактная плата клавиатуры освобождена от защелок - поднимаем ее наверх, освобождая доступ к собственно контактным резинкам клавиатуры.
Резинки выполненные конструктивно полосками по 12 штук, т.е. ровно под одну октаву (белые+черные клавиши). Еще одна ониночная резиночка стоит под самой верхней клавишей «До». Достаем 2 верхние резинки, т.к. их решено заменить.
Фото резинки под проблемной клавишей: видно, что как раз крайний контактный «выступ» на ней поврежден. Резинка под ним имеет надрыв в месте наиболее интенсивно эксплуатируемого изгиба.
Устанавливаем 2 новых резинки, внимательно и аккуратно укладывая их на место износившихся, ...
... и обязательно вкладывая их под выступы клавиш.
После того, как резинки установлены на свое место, проверяем, что они лежат ровно, нигде не топорщатся и не изгибаются.
Cобираем синтезатор, действуя в обратном порядке, а после сборки обязательно проверяем:
- каждая клавиша работает;
- каждая клавиша чувствительна к "силе" нажатия.
Проверить необходимо абсолютно
все клавиши! даже те, на которых резинки не меняли, т.к. вполне возможны перекосы резинок при сборке, либо «заминание» резинок или что-то подобное.
Проверили, что-то неработает? разбираем назад. смотрим что и где было собрано неправильно и собираем снова.
Все работает? Замечательно! Можно продолжать радовать себя и окружающих творчеством.